Ежегодное Послание Главы Республики Ингушетия Народному Собранию

Сегодняшнее послание делается не в простое для всей нашей страны время. С прошлого года Россия находится под воздействием экономических санкций западных стран, которые обусловили ряд проблем в социально-экономической сфере. Надо признаться, что эти проблемы уже чувствуются сегодня. Однако, как уже подчеркивал в своем недавнем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, такая ситуация не является для нас фатальной и мы готовы принять любой вызов времени. Наша республика, как составная часть Российской Федерации, будет со своей стороны прикладывать все усилия для смягчения санкционного влияния на жизнь рядовых граждан.

Мы активно начали с 2012 года реализацию проектов, которые сегодня направлены на импортозамещение, хотя тогда об этом и не думали. Это в настоящее время одна из ключевых задач органов государственной власти всех уровней, требующая ответственного подхода.

Нельзя не коснуться и происходящих, под видом свободы слова, в последнее время в западных странах явлений, связанных с открытым оскорблением чувств миллионов верующих. Последствия таких провокационных действий, как мы видим, выражаются в совершении тяжких преступлений, включая террористические акты и гибель людей.

Мы надеемся, что политическое руководство Запада осознает пагубность политики наплевательского отношения к наследию мировых религий и возьмет на заметку позитивный опыт сохранения межконфессионального и межнационального согласия, который имеется сегодня у Российской Федерации.

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

В текущем году наша страна будет отмечать главное событие года – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Эта дата является для миллионов россиян и жителей стран бывшего СССР священной. Благодаря единству народов Советского Союза, мы сумели победить общего врага, освободив при этом и Европу, и весь мир от фашизма. К сожалению, в наше время имеют место быть попытки переписать историю, оспорить роль и значение нашей страны в противостоянии нацизму.

В этой связи нам необходимо активизировать усилия для недопущения конъюнктурной трактовки важных исторических событий. Нельзя допустить того, чтобы добытая кровью миллионов наших соотечественников победа над мировым злом – фашизмом – была поставлена под сомнение. Подрастающему поколению надо постоянно рассказывать на конкретных примерах о подвигах советских людей в противостоянии нацистским полчищам.

По архивным данным НКВД СССР, на фронт ушли 17 430 человек наших земляков, более 3 тысяч из них были добровольцами. За годы войны за мужество и героизм многие из них были награждены орденами и медалями, получили высокое звание Героя Советского Союза.

Воины-ингуши защищали Брестскую крепость, сражались под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, на Курской Дуге. Участвовали в освобождении европейских государств, во взятии Берлина. Эти славные моменты истории мы должны помнить и чтить.

Отмечая совместно со всеми субъектами Российской Федерации 70-летие Победы, мы с вами в этом году будем праздновать 245 лет вхождения Ингушетии в состав России.

Почти два с половиной столетия наша судьба неразрывно связана с Россией. Все эти годы мы оберегали и приумножали свои традиции, а в годы суровых испытаний с честью боролись за свободу и независимость нашей общей Родины, несмотря на несправедливое и жестокое обращение к нашему народу со стороны сталинского режима.

Мне приятно сообщить вам, дорогие друзья, что наша Республика получила одобрение Минкульта России на установление памятной даты 17 марта 1770 года как Дня единения Ингушетии и России. Это большое достижение, поскольку данное событие будет теперь вписано в историографию страны.

Также я обратился с письмом к Владимиру Владимировичу Путину с просьбой о том, чтобы принять решение о праздновании в 2020 году 250-летия единения ингушей в Россией. Надеюсь, что глава государства поддержит нашу инициативу, и мы будем вместе со всей страной отмечать через пять лет историческое событие в жизни нашего народа, Кавказа и всей России.

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

Ежегодное Послание Главы Республики Ингушетия является одним из значимых инструментов объединения общества, это открытый диалог с людьми, который позволяет выносить на публичное обсуждение и проблемы, и приоритеты государственной политики.

Сегодняшнее Послание сформировано с учетом целей и приоритетов социально-экономического развития, обозначенных в Послании Президента России Федеральному Собранию, а также по результатам встреч с жителями нашей республики, общественных слушаний, социологических опросов, дискуссий со специалистами различных отраслей экономики и социальной сферы и бесспорно с учетом тех изменений во внешней политике России, которые сегодня влияют на нашу страну.

Позади 2014 год. В целом по многим показателям экономики и социальной сферы республики наблюдается положительная динамика.

В соответствии с оценкой эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации республика уже второй год находится в двадцатке лидеров. По итогам работы за 2013 год республика заняла 17 место.

Все это было бы недостижимо, если не постоянная поддержка со стороны Президента страны Владимира Владимировича Путина, института полпредства Президента в СКФО и уже вникнувшего в работу Министра Российской Федерации по делам Северного Кавказа. Мы им от лица всего народа Ингушетии выражаем искреннюю признательность.

В своем предыдущем Послании Народному Собранию я ставил ряд задач, в числе которых реализация указов Президента России.

По итогам 2014 года Республикой Ингушетия в полном объеме выполнены поручения майских указов Президента Российской Федерации, плановые целевые показатели, установленные в «дорожных картах» и других актах достигнуты: заработная плата работников бюджетной сферы повышена до установленных показателей, трудоустроено 200 инвалидов, создано 3 тыс. мест в дошкольных учреждениях, с опережением выполнены показатели по переселению граждан из аварийного фонда, производительность труда выросла на 75 % к уровню 2011 года, создано 9 многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

В сегодняшнем мире развиваться обособленно на своей территории, без учета всех факторов, влияющих на экономику страны, невозможно.

В этой связи хотел бы отметить, что в настоящее время санкции, введенные в отношении Российской Федерации рядом западных стран, создавая определенные проблемы, стимулируют развитие экономики республики, в том числе на новых направлениях.

Уже сейчас в республике появляются новые предприятия, которые производят продукцию, аналогичную импортной, но по более низким ценам, получают развитие сельскохозяйственная отрасль, туристическая. Создаются новые рабочие места.

Необходимо отметить, что позитивную роль в достижении вышеперечисленного для Северо-Кавказского федерального округа должно сыграть созданное в прошлом году Министерство по делам Северного Кавказа, которое возглавил опытный управленец и экономист Лев Кузнецов. Ведомство под его началом уже оказывает неоценимую помощь регионам округа и, в частности, Ингушетии.

Правительством Республики Ингушетия разработан проект плана мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Республики Ингушетия в 2015 году, который будет утвержден в недельный срок.

Одним из основных направлений плана являются мероприятия, направленные на недопущение необоснованного роста цен.

Хочу отметить, что устойчивое развитие экономики и социальная стабильность станут возможны только если мы обеспечим полное и неукоснительное исполнение принимаемых решений, и в первую очередь поручений Президента и Председателя Правительства Российской Федерации, решений Государственного совета России, Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа.

Должностные лица, допускающие нарушение сроков исполнения указанных поручений, будут освобождены от занимаемых должностей.

Последние годы ведется целенаправленная политика по снижению дотационности, которая с 2009 года снизилась на 8,7 %.

Проводимая органами местного самоуправления работа по актуализации данных по имущественным налогам также будет способствовать увеличению поступлений по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц в бюджеты муниципальных районов и городских округов республики.

В 2015 году по прогнозу собственные доходы республиканского бюджета увеличатся на 56 % и составят до 4 млрд рублей.

Налоговая политика в 2015 году должна быть направлена на ужесточение налоговой дисциплины, выявление и принятие мер к неплательщикам.

В условиях роста социальной нагрузки на республиканский бюджет необходимо оптимизировать расходы республиканского бюджета, за исключением социально значимых, снизить в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики федерального бюджета неэффективные затраты бюджета республики.

При этом необходимо в полном объеме обеспечить реализацию майских указов Президента РФ, в том числе в части доведения средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы до уровня средней заработной платы по экономике в Республике Ингушетия.

ОСНОВА ЭКОНОМИКИ – РАЗВИТАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Как озвучил в своем Послании Президент России «разумное импортозамещение – это наш долгосрочный приоритет, независимо от внешних обстоятельств».

Правительством Республики Ингушетия утверждены планы по развитию импортозамещения в сфере промышленности и агропромышленного комплекса, которые предусматривают реализацию 3 проектов в сфере промышленности и 5 проектов в агропромышленном комплексе.

Необходимо обеспечить их качественное и своевременное исполнение.

Важное место в развитии промышленности республики занимает реализация ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010 – 2016 годы». Реализация проектов «Техническое перевооружение завода нерудных строительных материалов в г. Карабулак (ГУП «Ингушское карьероуправление» и строительство «Завода по производству доломитовой муки» в рамках данной программы позволила обеспечить рынок строительных материалов относительно недорогой и высококачественной продукцией местного производства.

Отрасль строительных и отделочных материалов является базой для развития строительного комплекса в целом.

С 2015 году запускается программа компенсации расходов субъектов Российской Федерации на создание индустриальных парков.

Учитывая данный факт, Правительству необходимо активно использовать эту возможность для создания на территории республики индустриального (промышленного) парка.

Сегодня становится очевидным, что по всей России функционирование предприятий в форме ГУП непродуктивно. Поэтому для обеспечения устойчивого развития целесообразно использовать механизм государственно-частного партнерства, который будет способствовать модернизации промышленности, повышению ее конкурентоспособности.

Также необходимо проработать вопрос использования производственных площадок государственных предприятий в рамках создания импортозамещающих производств.

В республике уже имеются проекты, реализуемые в рамках взаимодействия государства и частного бизнеса: «Строительство предприятия «Швейное объединение «Ингушетия», «Строительство завода по производству полимерных труб и облицовочных материалов «Полимер» в г. Карабулаке», «Завод по производству доломитовой муки в Джейрахском районе», «Строительство мукомольного комбината с элеватором в г. Карабулак» и др.

Особо хочу отметить необходимость внедрения механизмов государственно-частного партнерства не только в экономических, но и социальных отраслях, таких как здравоохранение, образование, культура, социальное обслуживание граждан.

В связи с вышеизложенным Правительству в 2015 году необходимо принять меры по решению следующих задач:

развитие импортозамещающего производства на территории республики;

реанимация бездействующих предприятий;

создание на территории Республики Ингушетия индустриального (промышленного) парка;

развитие государственно-частного партнерства с последующей ликвидацией унитарных предприятий.

ЭФФЕКТИВНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА — ЗАЛОГ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛТИКИ

Агропромышленный комплекс является важной отраслью экономики республики, роль которой существенно возрастает в связи с необходимостью импортозамещения отдельных видов продовольствия.

В связи с этим усилия Правительства Республики Ингушетия должны быть направлены на развитие овощеводства, садоводства, картофелеводства, молочного и мясного животноводства. Приоритетное внимание следует уделить вопросам развития производства зерна.

При этом Минсельхозу Ингушетии необходимо существенно наращивать объемы производства зерна кукурузы, обратив особое внимание на повышение урожайности, что можно достичь только при условии применения современных технологий.

С учетом введенного в действие в 2014 году объекта по сушке кукурузы в с. п. Али-Юрт эта задача вполне выполнима.

Существенную помощь в обеспечении продовольственной безопасности республики окажут молочно-мясной комплекс в с.п. Сагопши и консервный комбинат «Инг-агро» в с.п. Троицкое, которые уже функционируют. Эти объекты помогут не только частично обеспечить продовольственный рынок республики качественной молочной продукцией и продукцией переработки плодов и овощей, но и будут способствовать развитию молочного животноводства и овощеводства.

Необходимо также существенно изменить ситуацию по картофелеводству в республике посредством разработки программных мероприятий по увеличению производства картофеля в достаточных для республики объемах, развитию семеноводства, созданию условий для хранения и оптовой торговли этой продукцией. Кроме того, учитывая дефицит земельных ресурсов, крайне важно разработать комплекс мероприятий по развитию террасного земледелия, используя китайские технологии. Соответствующие поручения Правительству уже даны.

В этом году необходимо начать закладку виноградников на площадях, предусмотренных в принятой государственной программе развития сельского хозяйства.

В целях реализации этих задач Правительству необходимо оказывать самое пристальное внимание крестьянским (фермерским) хозяйствам, эффективность которых постоянно возрастает.

В 2015 году будет продолжена работа по развитию садоводства. В с.п. Нестеровское ООО «Братцевское» уже реализуется крупный инвестиционный проект по закладке садов интенсивного типа. В настоящее время площадь закладки составила свыше 200 га, к 2018 году сады будут заложены на площади 1000 га. Производство яблок будет доведено до 55 тыс. тонн в год, что значительно превысит потребности населения республики, в 2015 году планируется сбор урожая в объеме до 1000 тонн.

Нашей задачей является максимальная государственная поддержка этого проекта в рамках программ, реализуемых по линии Минсельхоза Ингушетии. Правительству также необходимо оказывать всемерную поддержку ООО «Птицекомплекс «Южный» в реализации инвестиционного проекта по строительству птицекомплекса по производству мяса индейки мощностью более 10 тыс. тонн в год. Необходимо также продолжить активную работу по реализации других крупных инвестиционных проектов, в том числе проекта по созданию рыбного хозяйства. Именно такие крупные инвестиционные проекты могут существенно изменить АПК республики и повысить его эффективность.

В связи с изложенным Правительству Республики Ингушетия в 2015 году необходимо сосредоточить усилия на следующих задачах:

внедрение современных технологий в целях увеличения производства зерна озимых и кукурузы;

увеличение производства картофеля и создание условий для его хранения и оптовой торговли, развитие семеноводства картофеля путем принятия программы развития картофелеводства Республики;

разработка программ по развитию овощеводства, садоводства и рыболовства в республике;

развитие террасного земледелия путем использования земель расположенных на холмах и склонах республики;

проведение работы для запуска на полную мощность молочно-мясного комплекса с.п. Сагопши;

оказание государственной поддержки реализации инвестиционного проекта ООО «Братцевское» по закладке садов интенсивного типа.

РАЗВИТИЕ И РАСШИРЕНИЕ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ — ВАЖНЕЙШИЙ РЕСУРС СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Информационно-коммуникационные технологии всегда были важнейшим фактором, влияющим на развитие общества, а информатизация всех сфер человеческой деятельности выступает сегодня и как важнейшая задача общества, и как обязательная норма социального развития.

Во исполнение майских указов Президента России на территории Республики Ингушетия в 2014 году проводилась активная работа по развитию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Ингушетия (далее — МФЦ).

Согласно схеме МФЦ на территории Республики Ингушетия необходимо было создать 9 МФЦ, 8 из них созданы в 2014 году, 1 МФЦ действует с 2013 года.

Охват сетью МФЦ в республике свыше 90 %.

Таким образом, республика одной из первых среди субъектов Российской Федерации в полном объеме достигла показателя «доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, к 2015 году — не менее 90 %».

11 августа 2014 года заложена капсула на месте строительства технопарка в сфере высоких технологий в г. Магасе.

Технопарк станет ключевым элементом в создании эффективной, действующей системы поддержки и продвижения наукоемких, инновационных проектов от момента зарождения научной идеи до организации выпуска продукции.

В республике сделан очередной шаг к открытости власти и прозрачности деятельности госорганов – по своей инициативе республика присоединилась к системе «Открытое правительство», обеспечивающей эффективное взаимодействие власти и гражданского общества. Так, на портале «Открытый регион» республика предоставляет регулярно открытые данные, находящиеся в ведении органов государственной власти республики.

Правительству Республики в 2015 году необходимо сосредоточить усилия на следующих задачах:

обеспечение рабочих мест для высококвалифицированных специалистов и специалистов по смежным направлениям посредством создания технопарка в сфере высоких технологий;

создание портала по открытому региону, посредством которого будет обеспечена свобода доступа к государственной информации для граждан, а также увеличен процент прозрачности деятельности государственной власти.

увеличение процента оказания услуг в электронном виде в целях достижения показателя, предусмотренного майским указом Президента России к 2018 году — не менее 70 процентов.

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ – ОДНО ИЗ КЛЮЧЕВЫХ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЭКОНОМИКИ

В последние годы в республике реализовывается ряд значимых мероприятий, направленных на развитие железнодорожной отрасли, пассажирского обслуживания, воздушного транспорта и других направлений.

В рамках различных государственных программ в 2015 году планируется обновление пассажирского автопарка на 127 автобусов, работающих на газомоторном топливе. Реализация данного проекта позволит значительно покрыть маршрутную сеть не только в республике, но и за ее пределами путем открытия дополнительных маршрутов для пассажиров, запуск такого транспорта также способствует улучшению экологической обстановки в городах и населенных пунктах, а также обеспечит пассажирским транспортом новостройки республики.

В соответствии с соглашением с Президентом ОАО «РЖД» запланирована реализация проекта по строительству железнодорожной станции в с.п. Орджоникидзевское.

Построен новый автовокзал около федеральной автодороги М-29 «Кавказ», в котором созданы все удобства для работников автотранспортного предприятия и частных извозчиков. Перенос данного социально важного объекта, который в настоящее время базируется в центре г. Назрани, станет удобным развязочным узлом ввиду своего расположения.

Особо обращаю внимание, на необходимость продолжения системной реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, а также ужесточение наказания нетрезвых водителей для эффективного решения проблем, связанных с дорожно-транспортной аварийностью и обеспечением снижения ее показателей.

НАША ЦЕЛЬ – ПРИОБРЕСТИ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ РАВНОПРАВНЫХ ПАРТНЁРОВ

С целью привлечения внебюджетных инвестиций путем улучшения инвестиционного климата в Республике Ингушетия в 2014 году проведены следующие мероприятия:

разработан и функционирует 2-язычный инвестиционный портал о республике;

создана специализированная организация по работе с инвесторами (Агентство инвестиционного развития);

сформирован Аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей;

разработана Инвестиционная стратегия Республики Ингушетия на период до 2030 года;

внедрен Стандарт деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в республике.

В результате принятых мер только лишь на прошедшем Международном инвестиционном форуме «Сочи-2014» между Республикой Ингушетия и инвесторами подписано 13 инвестиционных соглашений на общую сумму более 15 млрд рублей. Наиболее крупными из них являются: строительство водного аттракциона в г. Назрани, многоквартирного жилого микрорайона «Назрань-Сити», строительство тепличного хозяйства, завода по сборке испанских лифтов, трикотажной фабрики, медицинского центра.

Проекты по строительству водного аттракциона и трикотажной фабрики уже реализуются.

Для решения соответствующих задач в текущем году поручаю Правительству республики:

в приоритетном порядке обеспечить предоставление мер государственной поддержки предпринимателям, реализующим проекты по созданию импортозамещающих производств;

провести соответствующие мероприятия по реализации всех 15 разделов Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в республике;

разработать «дорожную карту» по улучшению показателей национального рейтинга состояния инвестиционного климата в Республике Ингушетия и принять необходимые меры по ее реализации.

МАЛЫЙ БИЗНЕС – ВЕДУЩИЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ТЕМПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Устойчивость экономического роста во многом зависит от уровня развития малого и среднего предпринимательства. Поэтому наша задача – создавать условия для бизнеса, стимулировать развитие предпринимательства. Нам необходимо создать слой предпринимательской среды, с помощью которой уменьшится зависимость от ввоза продукции в республику.

В настоящее время на налоговом учете состоят около 5 тыс. юридических лиц и 6,5 тыс. индивидуальных предпринимателей.

В текущем году считаю целесообразным приоритетным направлением поддержки малого предпринимательства определить развитие лизинговых механизмов приобретения оборудования. Предприниматель, имеющий обязательства перед лизинговой компанией, в большей мере будет заинтересован в развитии собственного бизнеса и получении прибыли.

Последние два года на территории республики проводился экономический форум «Деловая Ингушетия» с многопрофильной выставкой. Форум стал ежегодным. В выставке принимают участие ведущие предприниматели из Ингушетии, республик СКФО и других регионов России. Данные меры способствуют продвижению производителей республики на новые рынки.

Работу в этом направлении нужно продолжить. Поручаю в текущем году организовать форум на еще более высоком уровне, расширив географию гостей и участников мероприятия.

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

ОБРАЗОВАНИЕ, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДОЛЖНЫ СТАТЬ ПОДЛИННЫМ ОБЩЕСТВЕННЫМ БЛАГОМ, СЛУЖИТЬ ВСЕМ ЖИТЕЛЯМ ИНГУШЕТИИ

В своем Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации обозначил задачу развития системы образования в качестве стратегической.

Важность развития всех форм образования обозначена и в майских указах главы государства.

В рамках развития системы дошкольного образования в 2014 году за счет строительства, капитального ремонта, реконструкции, высвобождения помещений в действующих образовательных организациях удалось ввести около 3000 мест. Охват детей дошкольным образованием на конец 2014 года по сравнению с 2009 годом вырос в 2 раза (9234).

В ноябре 2014 г. в ходе встречи Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева с членами Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросу развития негосударственного сектора в системе дошкольного образования я выступил с инициативой введения «сертификата дошкольника», позволяющего родителям оплатить содержание ребенка в частном детском саду. Это решение, уверен, позволит решить проблему доступности дошкольного образования и у нас в республике и в регионах России.

Данное предложение поддержано Председателем Правительства РФ Д. А. Медведевым.

Считаю необходимым Правительству Республики Ингушетия ускорить работу по включению республики в перечень субъектов Российской Федерации, в которых будет реализовываться пилотный проект по апробации «сертификата дошкольника».

Система общего образования является основой становления личности подрастающего поколения.

В целях увеличения доступности общего образования в рамках республиканских и федеральных целевых программ в республике в 2014 году введено 1 879 мест за счет строительства 4 новых школ и реконструкции 2 школ, что позволило сократить с 11 до 7 общеобразовательных организаций с трехсменным обучением.

В 2015 – 2016 гг. за счет строительства 10 школ в рамках целевых программ «Юг России» и «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия» мы полностью решим проблему трехсменного обучения.

Одним из важных направлений работы в сфере образования в 2015 году является обновление содержания учебников по ингушскому языку и литературе в соответствии с требованиями ФГОС. Минобразования Ингушетии совместно с Институтом повышения квалификации работников образования РИ, Научно-исследовательским институтом гуманитарных наук и Ингушским государственным университетом необходимо провести соответствующую работу для включения учебников ингушского языка и литературы в федеральный перечень.

Актуальность обеспечения школ в кратчайшие сроки учебниками по ингушскому языку, разработанными в соответствии с государственными образовательными стандартами, продиктована необходимостью реализации системных мер, направленных на сохранение и дальнейшее развитие ингушского языка как самой большой ценности нашего народа.

Родной язык – это настоящее сокровище. Неслучайно на первом месте среди составляющих содержание ингушского наследия стоит родной язык, так как именно язык является формой национальной культуры, несущей информацию из глубины веков.

Учитывая, что в Ингушетии русский и ингушский языки являются государственными языками, то есть практически обладают равными правами, нам следует принять все необходимые меры для обеспечения условий функционирования ингушского языка в соответствии с его статусом, предоставив ему тем самым возможность выполнять все социальные функции, возложенные на государственный язык субъекта. Мне кажется, что очень емко и точно эту задачу обозначил выдающийся просветитель и гуманист России Иван Яковлев, который сказал: «Русский язык не вместо родного, а вместе с родным».

В этой связи считаю необходимым на ближайшую перспективу возобновление работы орфографической и терминологической комиссий, ранее созданных при Правительстве Республики Ингушетия, усиление ее состава квалифицированными в этой области ученными, широкое освещение деятельности этих комиссий в средствах массовой информации.

В целях привлечения внимания граждан Республики Ингушетия к литературе и чтению необходимо проведение в 2015 году содержательных мероприятий в рамках Года литературы в Российской Федерации.

Поручаю Минобразования Ингушетии доработать план основных мероприятий по проведению в 2015 году Года литературы в республике с учетом обозначенных мною задач.

Возрождение духовно-нравственных ценностей посредством поднятия престижа родного языка, пропаганды лучших традиций и обычаев;

популяризация рабочих профессий, повышение статуса организаций среднего профессионального образования посредством формирования колледж-классов на базе среднего профессионального образования;

проведение конкурсов, выявляющих качество подготовки обучающихся, и формирование сборной команды Республики Ингушетия для участия в Российском чемпионате профессионального мастерства.

В целях проведения в Республике Ингушетия объективного ЕГЭ, для предотвращения повторения негативной ситуации, сложившейся с организацией ЕГЭ в 2013 году, распоряжением Правительства Республики Ингушетия была создана рабочая группа по подготовке к ЕГЭ, в состав которой включены члены Правительства Республики Ингушетия, представители Рособрнадзора, УФСБ и МВД.

Также был усилен контроль по учету миграции выпускников образовательных организаций.

Проведение ЕГЭ контролировали наблюдатели из ситуационных центров, созданных при Рособрнадзоре и Правительстве Республики Ингушетия, что позволило провести основной и дополнительный этапы проведения ЕГЭ без технических сбоев, без нареканий, соблюдения графика обработки экзаменационных материалов, также не зарегистрированы случаи выкладки КИМов в Интернет.

Очень важно, чтобы в 2015 году ЕГЭ также был проведен максимально объективно.

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

В республике сохраняется положительная демографическая ситуация и высокая продолжительность жизни — более 78,8 лет, тогда как в целом по России данный показатель составляет свыше 71 года.

Улучшение демографической ситуации в республике невозможно, в том числе и без обеспечения беспрепятственного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения.

В указанных целях необходимо обеспечить обязательное включение в государственные программы мер по профессиональному обучению и трудоустройству инвалидов, созданию безбарьерной среды во всех сферах жизни. Необходимо также провести соответствующую работу по дальнейшему участию республики в государственной программе «Доступная среда».

Работа по поддержке социально-ориентированных некоммерческих организаций должна быть усилено. В НКО, как правило, объединяются люди, остро чувствующие свой гражданский долг, понимающие, как много значат милосердие, внимание, забота, доброта. Надо использовать их предложения и опыт, в том числе при реализации социальных инициатив.

Поручаю Минтруду Ингушетии провести соответствующую работу в Минэкономразвития России и Минтруде России по выделению финансовой поддержки социально-ориентированным некоммерческим организациям на условиях минимального софинансирования субъекта.

Система здравоохранения Республики Ингушетия ориентирована на повышение доступности, качества медицинской помощи.

В связи с имеющимся дефицитом врачебных кадров проведена работа по перераспределению кадров и развитию первичной медико-санитарной помощи населению, в т. ч. сельскому. Укомплектованность кадрами амбулаторно — поликлинической сети приближена к нормативам.

Принят ряд мер по привлечению квалифицированных специалистов ведущих клиник страны для оказания высокотехнологичной помощи населению республики и формированию трехуровневой системы в здравоохранении.

Необходимо отметить, что для оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению республики привлекаются специалисты из федеральных медицинских центров в рамках заключенных соглашений.

При этом специалисты наших лечебных учреждений, а это как правило специалисты узкого хирургического профиля получают возможность на рабочем месте проходить профессиональную подготовку и в дальнейшем самостоятельно оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь, некоторые виды которой уже оказываются в учреждении республиканского уровня.

Улучшено обеспечение лекарственными средствами как льготной категории граждан, так и находящихся на стационарном лечении в медицинских учреждениях республики.

Необходимо отметить, о проведении мероприятий по контролю за уровнем цен на лекарственные средства в амбулаторном и госпитальном сегментах на территории Республики Ингушетия, по результатам которых нарушений за отчетный период не выявлено.

В рамках осуществления задачи по информатизации здравоохранения проведены следующие мероприятия: в медицинских организациях установлены программные модули: электронной регистратуры, статистики, взаиморасчетов, самостоятельной записи на прием и многое другое.

В целях повышение качества оказываемой медицинской помощи в 2014 году построены следующие объекты здравоохранения:

республиканский сосудистый центр с блоками интенсивной терапии для больных с коронарным синдромом и инсультами;

отделение скорой специализированной медицинской помощи;

детское неврологическое отделение;

отделение патологии новорожденных переведено в новое помещение;

отделение гемодиализа в г. Малгобеке;

Сунженская станция скорой медицинской помощи на 30 тысяч вызовов в год.

В 2015 году строятся: перинатальный центр, детская больница, эндокринологический диспансер, противотуберкулезный диспансер, городская поликлиника, гемодиализный центр.

Стратегическими приоритетами в сфере здравоохранения в 2015 году являются:

повышение доступности и качества медицинской помощи путем реализация мероприятий, направленных на совершенствование организационной системы оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи;

непрерывная работа по подготовке и переподготовке кадров;

снижение дефицита коечного фонда за счет строительства объектов здравоохранения;

проведение независимой оценки качества работы медицинских организаций с привлечением общественных советов.

Поручаю Минздраву Ингушетии крайне ответственно подойти к решению обозначенных выше задач.

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ИНГУШСКОГО НАРОДА – ВАЖНЕЙШИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИСТОРИИ ЕЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Сегодня на территории республики и за ее пределами в рамках межрегионального сотрудничества проводится огромный комплекс театральных, культурно-массовых и выставочных мероприятий, способствующих пропаганде самобытной культуры ингушского народа.

Однако ввиду отсутствия соответствующей инфраструктуры, развитой сети культурно-досуговых учреждений и учреждений дополнительного образования детей работа по развитию детского и молодежного творчества в массовом масштабе проводится на недостаточном уровне. Отсюда, как следствие, возникают проблемы с подготовкой кадровой базы для сферы культуры и пополнения учреждений специалистами всех уровней.

Ни одно из учреждений культуры, в том числе и республиканского уровня, за исключением семи Домов культуры советской эпохи, не имеет типового здания. Практически все библиотеки, музеи, театральные и концертные организации расположены в приспособленных помещениях, многие из которых находятся в ветхом и аварийном состоянии.

Особую тревогу вызывает отсутствие специализированных помещений для хранения экспонатов и типовых зданий для главных сокровищниц истории ингушского народа: Государственного Музея краеведения им. Т. Мальсагова, Музея боевой и трудовой славы г. Малгобека и Государственного музея изобразительных искусств.

Уровень обеспеченности объектами культуры в Республике Ингушетия составляет 6 % от нормативной потребности, дефицит необходимых объектов культуры разных уровней составляет – 166 ед.

К числу основных приоритетных задач в сфере культуры и искусства на ближайшую перспективу следует отнести:

работу в федеральных ведомствах по поддержке строительства в Ингушетии пяти крупных объектов культуры в рамках ФЦП «Культура России»: республиканского музея краеведения, дворца культуры в г. Магасе, государственного колледжа искусств в г. Назрани, государственного колледжа искусств, государственной филармонии;

сохранение и использование историко-архитектурного наследия республики как основного фактора консолидации различных слоев населения;

подготовку кадров путем целевого направления в лучшие профильные вузы страны;

поддержку молодых дарований в различных направлениях культуры и искусства путем выделения стипендий, а также приглашения высококвалифицированных специалистов из ведущих вузов страны для проведения мастер-классов со студентами Государственного колледжа искусств и учащихся детских школ искусств;

создание Государственной библиографии «Память Ингушетии».

В 2015 году в Республике Ингушетия запланировано празднование ряда значимых исторических событий, в том числе 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Поручаю Правительству Республики Ингушетия провести приуроченные всероссийскому празднованию мероприятия:

по улучшению социально-экономических условий жизни инвалидов войны и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним;

увековечению памяти погибших;

торжественные и культурные мероприятия и акции по патриотическому воспитанию;

военно-мемориальные, спортивные и иные организационные мероприятия.

Также поручаю провести в 2015 году торжественные и культурные мероприятий, приуроченные 245-летию вхождения Республики Ингушетия в состав России.

СПОРТ – ЖИЗНЬ, ДВИЖЕНИЕ, ЗДОРОВЬЕ

В республике ежегодно увеличивается количество граждан, регулярно занимающихся физической культурой и спортом. Однако следует отметить, что в ряде крупных сельских населенных пунктах, нет каких-либо спортивных сооружений.

И поэтому одним из приоритетных направлений в развитии физической культуры и массового спорта в Республике Ингушетия является создание физкультурно-спортивных учреждений.

В рамках программ, в т.ч. социального проекта Всероссийской политической партии «Единая Россия» и за счет собственных средств в республике в период за последние годы построены и введены в эксплуатацию 16 спортивных объектов.

Принимаемые в республике меры по созданию и развитию инфраструктуры физической культуры и спорта позволяют ежегодно расширять сеть физкультурно-спортивных учреждений, детско-юношеских спортивных школ и клубов не только по развиваемым в республике видам спорта, но и по новым видам, включая зимние виды.

Необходимо отметить, что во вновь вводимых в эксплуатацию и планируемых к строительству спортивных объектах предусмотрены все условия для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья. Безусловно, это позволит развивать в республике адаптивную физическую культуру. Это обстоятельство отмечено и в Послании Президента страны к Федеральному Собранию.

Минспорта Ингушетии необходимо ускорить работу по созданию в республике специализированной детско-юношеской спортивной адаптивной школы.

Ежегодно в Республике Ингушетия с большим успехом проходят международные турниры по смешанным единоборствам «Битва в горах» и «Битва нартов». Уже проведена большая работа по подготовке наших ребят в данном виде спорта. Заданные темны необходимо наращивать. В связи с этим поручаю Минспорта Ингушетии в ближайшее время создать республиканский клуб по смешанным видам единоборствам, в котором будут тренироваться лучшие спортсмены, представляющие нашу республику на российских и международных турнирах.

Строительство и открытие Ледового катка, формирование детской и юношеской команд по хоккею сегодня ставят перед нами новые задачи, в том числе по созданию республиканской федерации хоккея и привлечению юношей и взрослых в данный олимпийский вид спорта.

Проведение в республике ежегодных всероссийский турниров по боксу и дзюдо, всероссийских соревнований по парашютному спорту, фестиваля национальных видов спорта и народного творчества «Ингушские Игры», чемпионатов и первенства Республики Ингушетия по различным видам спорта позволяет увеличить количество детей и молодежи, систематически занимающихся физической культурой и спортом.

Учитывая, что 2015 год объявлен Национальным годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями, поручаю Минспорта Ингушетии и муниципальным образованиям в 2015 году организовать и провести совместно с заинтересованными организациями массовые акции по пропаганде здорового образа жизни, в том числе мероприятия по поэтапному внедрению всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)», а также предусмотреть в графиках работы всех спортивных объектов Республики Ингушетия время для занятий физической культурой и спортом лиц пожилого возраста.

ТУРИЗМ — ОДНА ИЗ ФОРМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Одним из приоритетных и стратегических направлений развития Республики является туристическая отрасль.

В республике действует горнолыжная трасса с системой искусственного оснежения и канатная дорога на территории курорта «Армхи», построены 2 водных бассейна, открыты пейнтбольный клуб «Брест», веревочный парки велотрасса. На территории курорта уже проводятся соревнования по летним и зимним видам спорта всероссийского и регионального масштаба.

Республика активно позиционирует туристский и рекреационный потенциал на различных мероприятиях всероссийского и международного уровней как в России, так и зарубежом.

В основном в Ингушетию приезжают любители активного, культурно-познавательного и делового видов туризма.

Особой популярностью среди туристов пользуется горная Ингушетия, на территории которой находится природный заповедник «Эрзи» и Джейрахско-Ассинский историко-архитектурный музей-заповедник, где расположены более двух тысяч объектов культурного и исторического наследия.

В 2014 году республику посетили более 28 тыс. туристов.

Несмотря на обилие историко-культурных памятников, большинство из них не готовы к туристическому показу. Требуется проведение большого объема работ по реставрации памятников и благоустройству прилегающей территории. Не способствует развитию туризма в республики и значительное отставание в обеспеченности объектами инфраструктуры от нормативной потребности.

В перспективе планируется строительство всесезонного туристического центра Республики Ингушетия — конно-спортивной школы в г. Карабулаке, аквапарка в Назрани, гостиницы в Магасе и др.

В рамках развития историко-культурного туризма на территории Республики Ингушетия планируется возведение ряда памятников героям ингушского эпоса. В связи с этим главам администраций муниципальных районов и городских округов необходимо совместно с Минкультуры Ингушетии и Комтуризма Ингушетии обеспечить выполнение работ по установке указанных памятников.

В целях развития внутреннего въездного туризма 2015 год объявлен Годом туризма в Республике Ингушетия. Утвержден организационный комитет, разработан план основных мероприятий, направленных на популяризацию исторического и культурного наследия Республики Ингушетия, созданию благоприятного имиджа, развитию туристского и рекреационного потенциала и увеличению туристического потока.

Учитывая, что основной целью развития туризма в республике является привлечение потенциальных туристов и инвесторов, в рамках проведения Года туризма поручаю Правительству Республики Ингушетия провести работу по:

благоустройству мест отдыха и установке туристических знаков вдоль автотрассы Алкун — Таргим, Таргим — Джейрах;

организации и проведению туров и экскурсий для инвалидов, детей-сирот, учащихся общеобразовательных учреждений и иных социально незащищенных категорий граждан;

усилению роли профориентации среди школьников и студентов сузов республики для востребованных отраслей экономики Ингушетии и России;

принять меры по созданию туристического городка «М-1» (не капитальное строение) в районе Таргимской котловины и созданию на его базе «Туристский информационный центр Республики Ингушетия» для оказания туристических услуг жителям и гостям республики.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – ПРИОРИТЕТНАЯ ЦЕЛЬ

Все указанные экономические и социальные задачи и приоритеты имеют смысл только в том случае, если плодами этой деятельности будут пользоваться истинные патриоты своей малой и большой Родины. И в этой связи безусловной актуальностью становится система мер, направленных на патриотическое воспитание подрастающего поколения. Очень важно начать прививать ребенку любовь к Родине, стране, своему народу с раннего детства. Ведь патриотизм — одна из важных черт современной развитой личности.

Актуальность патриотического воспитания школьников связана с тем, что сейчас очень много негативной информации, особенно в СМИ, которая зачастую подрывает веру и любовь к народу и стране. Именно поэтому необходима программа гражданского и военного патриотического воспитания школьников.

Патриотическое воспитание школьников позволяет с раннего возраста сформировать правильное отношение детей к своей стране – умение ценить и уважать события прошлого и современные достижения нашего народа, объяснить понятия добра и зла, сформировать представление о значимости каждого народа и их самоценности. Все это поможет вырастить поколение, готовое к подвигу, готовое отстаивать интересы своей страны. Ведь патриотизм имеет характерные черты – веротерпимость, законопослушность, трепетную любовь к родной природе.

Патриотизм основывается не на пустом месте, а на вековых традициях и устоях нашего народа. И было бы неправильным возложить исключительно на школу миссию по патриотическому воспитанию. Здесь должна присутствовать поддержка и участие семьи и всего общества. В этой связи считаю необходимым разработать и принять в 2015 году республиканскую программу «Патриотическое воспитание учащихся образовательных учреждений» на 2016 – 2026 годы, в рамках которой будут, в том числе, предусмотрены мероприятия, направленные на активное вовлечение семьи в процесс патриотического воспитания детей.

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Достижение сформулированных мною в данном послании задач возможно только в том случае, если будет налажена эффективная взаимосвязь между органами власти и институтами гражданского общества. Сегодня для того, чтобы понять глубину и остроту тех или иных проблем, волнующих различные категории населения, государству не обойтись без соответствующей оценочной информации со стороны некоммерческого сектора.

Как руководитель субъекта я ощущаю сегодня поддержку со стороны общественных объединений республики в реализации социально-экономической политики на территории вверенного региона. Благодаря тем сигналам, которые подаются общественниками, мы оперативно реагируем на злободневные социальные и бытовые проблемы людей, не позволяем нарушать права и законные интересы граждан. Я убежден, что работа в этом направлении у нас будет еще более эффективной в текущем году.

Хотел бы призвать, в частности, Региональное отделение Общероссийского Народного Фронта и Общественную палату республику включиться в процесс, как выразился в своем недавнем послании Президент России, «комплексной экспертизы законопроектов и иных государственных решений», принимаемых на уровне нашей республики. Это позволит улучить качество государственного управления и сделает решения более приемлимыми для простых граждан.

Пользуясь случаем, прошу Народное Собрание Ингушетии рассмотреть подготовленный нашей Общественной палатой законопроект «Об общественном (гражданском) контроле в Республике Ингушетия». Мы с коллегами его недавно обсудили и пришли к выводу, что он необходим. Жду предложения по его скорейшему принятию.

УВАЖАЕМЫЕ ДЕПУТАТЫ!

В этом году у нас предстоят два важных для республики политических события – это изменение статуса сельского поселения Орджоникидзевское на статус городского и выборы в представительные органы местного самоуправления.

Изменение статуса административного центра Сунженского района республики обусловлено естественными причинами – это и высокая численность населения (почти 70 тысяч человек), наличие там аэропорта, претендующего в перспективе на статус международного, железнодорожной станции и других важных стратегических объектов. После принятия соответствующего решения жителями Орджоникидзевского, мы сделаем все возможное, чтобы улучшить социально-экономическую инфраструктуру поселения и подвести ее к городским стандартам.

Касаясь темы муниципальных выборов, стоит подчеркнуть, что это есть хорошая возможность для различных политических сил, у которых есть желание что-либо изменить в жизни населенных пунктов республики, принять участие в избирательной гонке и получить кредит доверия от граждан. Я очень рассчитываю, что по итогам голосования во второе воскресенье сентября 2015 года мы сформируем качественно дееспособный депутатский корпус на муниципальном уровне. К сожалению, работу действующих составов нельзя назвать активной и продуктивной, потому как многие проблемы местного значения, не требующие вмешательства республиканских властей, не находят решения.

Я призываю политические партии, планирующие свое участие в осеннем избирательном цикле, на стадии формирования списков кандидатов исходить из их опыта и желания трудиться, не покладая рук в интересах собственных муниципалитетов.

Прошу Администрацию Главы Ингушетии и Правительство республики совместно с Избирательной комиссией взять на контроль предстоящие выборные кампании и обеспечить все необходимое, чтобы они прошли на достойном уровне и в соответствии с действующим законодательством.

ХЬАМСАРА МЕХКАХОЙ!

2015 год для республики будет непростым, как и для всей России. Задачи, которые перед нами стоят, уникальны по своим масштабам, сложности и исторической значимости. Решить их мы сможем только сообща, только вместе, думая и действуя как одно целое, как одна команда.

Как говорили наши предки: «Адамий барт кхерийла ч1оаг1аг1а ба!» («Единство общества прочнее камня»). Я верю, что, будучи сплоченными, общими усилиями мы сможем преодолеть все трудности и направить свои дела и помыслы на процветание нашей родной Ингушетии и великой России.

Дала ираз-долаш беркате хилда вай вахар! Т1ехье беркате йойла!

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ, БАРКАЛ!